Развитие
связной монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
Формирование связной речи ребенка с ОНР в специальном детском саду
осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при
проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на
специальных коррекционных занятиях.
Для развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР третьего
уровня мы разработали методику обучения связной речи. Данная методика включает
в себя пять последовательных этапов, построенных на принципе «от простого к
сложному»: 1) обучение рассказу по серии сюжетных картинок; 2) обучение
рассказу по сюжетной картине; 3) обучение пересказу с опорой на серию сюжетных
картинок; 4) обучение описательному рассказу с опорой на графическую схему; 5) обучение
рассказыванию с элементами творчества.
Первый этап – обучение рассказу по серии сюжетных картинок. Серии
картинок помогают ребенку разобраться в последовательность событий.
Обучение детей составлению
рассказа по серии сюжетных картин должно включать несколько занятий.
На первых занятиях педагог помогает воспитанникам определять
последовательность сюжетных картинок и составить рассказ с опорой на них. На
этом этапе, необходимо включать как
можно больше наглядности и игровых приемов: сюрпризные моменты, ввод на занятие персонажей, героев рассказа, проблемные
ситуации, презентации с использованием ЭКТ технологий. На последующих занятиях,
дети самостоятельно должны определить последовательность сюжетных картинок
и составлять рассказ. Составив рассказ,
дети придумывают ему названия. Необходимо поддерживать интерес детей игровой,
подвижной, изобразительной деятельностью.
Составление
рассказа по серии сюжетных картинок способствует уточнению значений известных
слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их
активного использования.
Второй
этап – обучение описательному рассказу с опорой на графическую схему.
Описание
– особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания –
описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого
раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов
ставятся следующие задачи:
- формирование умений выделять существенные
признаки и основные части (детали) предметов;
- развитие обобщенных представлений о
построении рассказа - описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми
для составления описательных рассказов.
Обучение
составлению описательного рассказа по одной
предметной картине. На первых
занятиях необходимо расширить и уточнить знания об изображенном предмете. Далее
предлагаем воспитанникам графическую схему «цепочку» символов, по которым
ребенок составляет описательный рассказ. Дети должны усвоить определенную схему
высказывания - описания. В качестве такой схемы предлагается использовать
трехчастную композиционную схему описания предметов.
Пример
развернутого описания предметов по лексическим теме «Овощи», «Фрукты»:
определение (название) предмета, отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые
качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания,
предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе;
приносимая польза.
Графические
схемы изображаем элементарно с помощью простых символов. Например: цвет (синее
облако), форма (круг), величина (два столбика разной высоты), вкус (язык),
тактильные ощущения (ладонь) и тд., в зависимости от предмета (объекта) описания. Дети быстро
запоминают символы и успешно обучаются по ним составлять рассказы – описания.
На последующих занятиях, мы убираем графические схемы и дети самостоятельно,
припоминая схему, составляют рассказы.
На
этом этапе, дети с удовольствием учатся составлять загадки – описания и их отгадывать.
Работа с «загадками» проводиться аналогично обучению составления рассказов –
описаний (с опорой и без графической схемы).
Работа по развитию у детей грамматической
правильной речи на занятиях по описанию предметов включает: систематическое
упражнение в правильном употреблении словоформ; усвоение ими практических
навыков словоизменения; упражнения в построении предложений; активизация и
обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построения
высказываний.
Третий этап – обучение рассказу по сюжетной картине. Обучение
воспитанников составлению рассказа по одной сюжетной картине должно включать не
менее трех занятий. На первых занятиях знакомим детей с картиной, добиваемся
понимания ее содержания. На следующем занятии учим составлять коллективный
рассказ по картине. Далее, дети
самостоятельно составляют рассказ по картине.
Занятия
по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию
содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При обучении
рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы; образцы
рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы, предваряющий
план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное сочинение
рассказа детьми.
Мы проводим следующие виды занятий с картинным
материалом:
- составление рассказов по сюжетным
многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или
нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
- составление небольших рассказов - описаний
по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места
действия предметов, события, определяющих тематику картин;
- рассказывание по сериям сюжетных картинок,
достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
Четвертый этап – обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок.
Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая
речь.
Обучение
пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти
и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы
позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания
к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно
важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
В
общую структуру занятий по обучению пересказу входит: организационная
часть с включением вводных, подготовленных упражнений, чтение произведения,
разбор текста, пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление
соответствующего языкового материала, и анализ детских рассказов.
Цель
подготовленных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к
восприятию рассказа.
Текст
необходимо прочитать дважды, в медленном темпе. Разбор содержания для детей с
ОНР нужно проведение специального языкового (лексического) разбора текста
(также в вопросно-ответной форме). Лексический разбор включает: выделение из
текста слов- определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики
предметов, а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового
материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей,
функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом
отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» текста.
При
обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы
(пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций). Первоначально дети
пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к
индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Опорные
вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.
В
процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной
работе по формированию у ребенка грамматической правильной речи, усвоению
различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание
придается практическому овладению ими правилами согласования глаголов –
сказуемых с местоимениями в функции подлежащего.
Работа
по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста.
Объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний,
фразеологических оборотов. Их закрепление идет в процессе пересказа путем
использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний
ребенком.
При
проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих
для выражения и пространственной связей событий, на употребление предлогов с
пространственным значением.
Пятый
этап - обучение рассказыванию с элементами творчества. Под творческими
рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором
содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом,
облеченным в соответствующую словесную форму.
В
целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа
с элементами творчества, мы используем следующие виды занятий: составление
рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного
рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на
заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам. При этом
решаются практические задачи:
-
развитие у детей умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном
материалах при составлении собственного рассказа;
-
активизация имеющих у них знаний и представлений об окружающем;
-
уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
-
развитие воссоздающего и творческого воображения.
В целях развития связной речи педагогу нужно помнить,
что после чтения вслух сказок, рассказов необходимо просить детей пересказывать
услышанное, отвечать на вопросы, задавать свои; необходимо упражнять детей в
построении выводов, рассуждений и умозаключений; нужно учить детей доказывать
свое мнение, выражать его.
Важно помнить, что на занятиях должен звучать не
монолог педагога, а диалог с ребенком или группой детей.
Такая последовательность в работе по овладению навыками
связной речи старшими дошкольниками с ОНР поможет не только обеспечить
полноценное речевое общение воспитанников, но и успешно подготовить их к
обучению в школе.
Список литературы
Глухов В.П.
«Методика формирование связной монологической речи дошкольниеов с общим речевым
недоразвитием». - М., 1998, с.116
Комментариев нет:
Отправить комментарий