Консультация для воспитателей и родителей по развитию связной речи
«Обучение детей
с ОНР рассказыванию»
К
числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР,
относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как
для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и их подготовки к
школьному обучению.
Целенаправленное формирование связной
речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с
ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении
детей как дошкольного, так и школьного возраста. Системное речевое недоразвитие
у воспитанников с ОНР, как правило, в сочетании с отставанием ряда психических
функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов
формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
1.
Обучение пересказу.
Обучение пересказу способствует
обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет
эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической,
грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в
коррекционной работе с детьми с ОНР.
В общую структуру занятий входит:
организационная часть с включением вводных, подготовленных упражнений, чтение
произведения, разбор текста; пересказ текста, упражнения на усвоение и
закрепление соответствующего языкового материала, и анализ детских рассказов.
Цель
подготовленных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к
восприятию рассказа.
Текст
необходимо прочитать дважды, в медленном темпе. Разбор содержания для детей с
ОНР нужно проведение специального языкового (лексического) разбора текста
(также в вопросно-ответной форме). Лексический разбор включает: выделение из
текста слов- определений, сравнительных конструкций, служащих для
характеристики предметов, а также выделение воспроизведение в ответах языкового
материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей,
функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом
отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» текста.
При обучении детей с ОНР пересказу
применяются вспомогательные методические приемы (пересказ по опорным вопросам,
показ иллюстраций). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту
текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу
нескольких фрагментов и текста в целом. Опорные вопросы к тексту даются в виде
развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения
дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.
В
процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной
работе по формированию у ребенка грамматической правильной речи, усвоению
различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание
придается практическому овладению ими правилами согласования глаголов –
сказуемых с местоимениями в функции подлежащего.
Работа по развитию словаря
осуществляется в основном в процессе разбора текста. Объясняется значение
малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. Их
закрепление идет в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов,
подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.
При
проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих
для выражения и пространственной связей событий, на употребление предлогов с
пространственным значением.
2.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ.
Рекомендуется
проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление рассказов по сюжетным
многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или
нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
Составление небольших рассказов -
описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение
места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
Рассказывание по сериям сюжетных
картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
Обучение рассказыванию по отдельной
сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий
(по опорным вопросам)
Описание пейзажной картины.
Занятия
по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию
содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При
обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы;
образцы рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы,
предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное
сочинение рассказа детьми.
3.
ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ.
Описание
– особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания –
описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого
раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов
ставятся следующие задачи:
·
Формирование
умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
·
Развитие
обобщенных представлений о построении рассказа- описания предмета;
·
Овладение
языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.
Дети
должны усвоить определенную схему высказывания- описания. В качестве такой
схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания
предметов. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:
1.
определение
(название) предмета.
2.
отличительные
признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном
восприятии; место произрастания.
3.
предназначение
предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
Работа
по развитию у детей грамматической правильной речи на занятиях по описанию
предметов включает: систематическое упражнение в правильном употреблении
словоформ; усвоение ими практических навыков словоизменения; упражнения в
построении предложений; активизация и обогащение словарного запаса;
формирование навыков контроля за построения высказываний.
4. ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТВОРЧЕСТВА.
Под
творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным
выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным
сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам
относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа,
составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.
В
целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа
с элементами творчества используются следующие виды занятий: составление
рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного
рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на
заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.
При
этом решаются практические задачи:
·
развитие
у детей умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материалах
при составлении собственного рассказа;
·
активизация
имеющих у них знаний и представлений об окружающем;
·
уточнение
и развитие пространственных и временных представлений;
·
развитие
воссоздающего и творческого воображения.
Целенаправленное
обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и
индивидуальный подходы к ним в зависимости от состояния связной монологической
речи и индивидуально - психологических особенностей.
Литература:
- Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». М.: АРКТИ, 2002.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2008 3.Глухов В.П. «Методика формирование связной монологической речи дошкольниеов с общим речевым недоразвитием». - М., 1998, с.116
Комментариев нет:
Отправить комментарий