Методические
рекомендации по формированию связной речью у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.
К
числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР,
относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как
для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и их подготовки к
школьному обучению.
Целенаправленное
формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе
логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется прежде всего, ведущей
ролью связной речи в обучении детей как дошкольного так и в особенности,
школьного возраста. Отмеченное у них системное речевое недоразвитие, как
правило, в сочетании с отставанием ряда психических функций требует
дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков
самостоятельных связных высказываний.
Формирование связной речи ребенка с ОНР в
специальном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной
практической деятельности, при проведении игр. Режимных моментов, наблюдений за
окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
В
программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР приводятся рекомендации по формированию их
связной речи в соответствии с периодом обучения. В 1-ом периоде
(сентябрь-ноябрь) первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам,
демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких
рассказов. Во 2-ом периоде (декабрь-март) составляются навыки ведения диалога;
вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких
рассказов по картинам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов. В
3-ем периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в
указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа
по теме (в том числе - с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов
и др.). Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи
детей.
Содержание
логопедической работы на втором году обучения
предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание
уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного
пересказа литературных произведений, значительное место отводиться упражнениям
по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений из собственного
опыта.
В
целях развития связной речи педагогу нужно помнить, что после чтения вслух
сказок, рассказов необходимо просить детей пересказывать услышанное, отвечать
на вопросы, задавать свои; необходимо упражнять детей в построении выводов,
рассуждений и умозаключений; нужно учить детей доказывать свое мнение, выражать
его.
Важно
помнить, что на занятиях должен звучать не монолог педагога, а диалог с
ребенком или группой детей
Исходя
из этого, работа по развитию связной
речи у детей, проводимая логопедом и воспитателями, включает: коррекционное
формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное
развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий