Консультация для родителей
Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько
времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит
темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать
домашние занятия ребенка и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете здесь...
Особенности
работы
по исправлению звукопроизношения у детей.
по исправлению звукопроизношения у детей.
К наиболее часто искажаемым звукам у детей
относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л,
ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их
прочного включения в речь.
Сроки преодоления недостатков произношения
зависят от ряда факторов:
1. Индивидуальных, возрастных и
психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность,
стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми
сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить
ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной
работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти,
мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции
(язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки
артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2. Регулярности посещения занятий ребенком.
Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут
обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения
и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях.
Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и
навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической
работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции.
Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с
логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших
результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку
коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса
(новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным
эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями)
и контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в
зависимости от речевого диагноза:
- Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким»
диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении
условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы,
поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например,
шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и
шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия
может также быть органической (механической), при которой наблюдаются
отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький
или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических
дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и
ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются
специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
-Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи–
нарушение звукопроизношения
вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах
звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный
диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению
произношения и более длительна.
- Дизартрия
– нарушения произношения,
обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате
поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей,
перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других
неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период
родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее
время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых)
звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и
др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и
требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться
постоянному контролю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий