Предупреждение аграмматической дисграфии у
дошкольников с ОНР посредством дидактических игр
Актуальность темы.
Одним из основных направлений
модернизации образования является обеспечение государственной гарантии
доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с
общим недоразвитием речи. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого
развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и
обучения. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными
возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей не
в специализированные коррекционные школы, а в массовые образовательные
учреждения.
Работа над совершенствованием
грамматической стороны речи, как основной фактор готовности к обучению в школе.
В норме, усвоение детьми
грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Грамматический строй – система
взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают
морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический
уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования,
синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно
сочетать слова в предложения.
Одним из основных этапов
формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению
дисграфии у дошкольников, так как исследования педагогов-психологов показывают,
что у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение,
звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и
синтез, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический
строй речи, зрительный гнозис, оптико-пространственный праксис, память,
внимание, моторная функция, мышление;имеет место недоразвитие познавательной
деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки
овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с
общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение
профилактики дисграфии.
Учитывая все выше сказанное,
можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи» чрезвычайно актуальной и своевременной.
Рассмотрим аграмматическую
дисграфию, как один из распространенных видов у детей с общим недоразвитием
речи.
Характеристика аграмматической
дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве
общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка
грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова,
словосочетания, предложения и текста. Это выражается в неточности употребления
слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в
предложении, неверном употреблении предлогов.
Характерные ошибки. Характерными
ошибками в устной речи у дошкольников могут быть:
•искажение морфологической
структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула»,
козлята - «козлёнки»);
•изменение падежных окончаний
(«много деревов»);
•нарушение предложных конструкций
(над столом - «на столом»);
•изменение падежа местоимений
(около него - «около ним»);
•изменение числа существительных
(«дети бежит»);
•нарушение согласования («бела
дом»);
•нарушение синтаксического
оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов
предложений, нарушение последовательности слов в предложении).
В дальнейшем эти ошибки
проявляются у детей в школе на письме.
В связной письменной речи у
школьников выявляются большие трудности в установлении логических и языковых
связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда
соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и
грамматические связи между отдельными предложениями.
Чтобы этого не допустить,
необходимо формировать грамматический строй речи еще в дошкольный период. И чем
раньше, тем лучше.
Основные направления работы по
устранению предпосылок аграмматической дисграфии.
Для формирования грамматического
строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится
следующая работа:
1. Работа над словоизменением:
- образование множественного
числа имен существительных;
- согласование прилагательных с
существительными;
- согласование существительных с
числительными.
2. Работа над словообразованием:
- образование существительных при
помощи уменьшительных суффиксов;
- образование глаголов при помощи
приставок;
- образование относительных
прилагательных;
- образование притяжательных
прилагательных;
- образование названий детенышей
животных;
-подбор однокоренных слов.
3. Работа над предлогами
(пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам,
сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
4. Обогащение словарного запаса и
развитие практического умения пользоваться им.
5. Работа над предложением.
6. Развитие связной речи. Ведётся
работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию
навыков пересказа небольших текстов.
Методы и приёмы в работе по
профилактике аграмматической дисграфии.
Важным моментом профилактики
дисграфии и подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый
эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида
деятельности дошкольника.
На основании своего практического
опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить,
что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению
недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры,
как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии
письменной речи.
Практическая значимость позволяет
устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой
группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике
дисграфии.
В связи с этим мною были
разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по
преодолению речевых нарушений и предупреждению аграмматической дисграфии у
детей с общим недоразвитием речи.
Дидактические игры,
направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
1. «Один-много» (цель:
образование множественного числа существ. в
Имен. и Родит. падежах) можно
использовать картинки или играть, кидая мяч;
2. «Помоги сосчитать» (цель:
согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать
картинки или играть, кидая мяч;
3. «Кто спрятался за деревом?»
(цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»)
игра на фланелеграфе;
4. «Кто спрятался за забором?»
(цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Домашние животные»)
игра на фланелеграфе;
5. «Кто спрятался в джунглях?
(цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Животные жарких
стран») игра на фланелеграфе;
6. «Хвосты» (цель: образование
притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»);
7. Играйки Н. В. Нищевой (№1, №2, №3);
8. «Помоги повару» (цель: образование
относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»);
9. «Волшебный паровозик» (цель: образование
слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница
и т. д.)
10. «Помоги маме найти детёныша»
или «Собери семью» (цель: образование названий детенышей животных, птиц)
картинки или макеты;
11. «Назови ласково» (цель:
образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем
лексическим темам»;
12. «Из чего мы сделаны» (цель:
образование относительных прилагательных) стакан из стекла-стеклянный, кастрюля
из металла-металлическая и т. д.
13. «Маленький, большой,
огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот –
котище…
14. «Рассказы в картинках»
часть1, часть2 (цель: составление рассказа по серии связанных по смыслу
картинок);
15. «Маленькие слова» (цель: правильное
употребление предлогов);
16. «Новые слова» (образование
новых слов, с помощью приставок);
17. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
(цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе);
18. «Кому что дам?» (цель:
образование существительных Дательного падежа по теме – «Инструменты») Повару
дам (что) – поварёшку…
19. «Профессии» или «Кто чем
работает?» (цель: образование существительных Творительного падежа) Столяр
работает (чем) – рубанком…
Работа над предложением.
Работа над предложением
осуществляется по следующему плану:
1. Двусоставные предложения,
включающие существительные в Им. п. и глагол 3-го лица настоящего времени
(дерево растёт).
2. Распространённые предложения
из 3-4 слов (Девочка моет куклу. Девочка гладит платье утюгом.)
Полезной является работа по
распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета:
Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт
внучке красную длинную ленту.
При построении предложений
полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы
и отношения между ними.
Виды заданий:
1. Составление предложения по
картинке, а под картинкой выкладывается схема.
2. Подбор предложений к данной
графической схеме; запись их под соответствующей схемой.
3. Самостоятельное придумывание
предложений по данной графической схеме.
4. Из двух предложений выбрать
то, которое подходит к предложенной схеме. Формирование функции словоизменения
и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.
Дидактические игры должны
основываться на следующих принципах:
•дидактическая игра должна
опираться на программный материал;
•дидактическая игра должна
способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более
сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
•пособия, используемые логопедом
или воспитателем при проведении дидактических игр, должны быть внешне
привлекательными;
•условия игры и количество
пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в
коррекционный процесс.
При проведении игр необходимо
сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются
дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический
процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Практический опыт заключается в
классифицировании и дифференцировании дидактических игр, как средств
профилактики дисграфии с указанной категорией детей.
Только целенаправленное,
квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр
при обучении детей с ОНР является предупреждением дисграфии и подготовкой детей
к успешному обучению в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий